...Гляди во все туши и тени, Тёртая шмара, О белом и черном договорись с небесами. Я стучусь к тебе в левый висок из ночного кошмара – Я баба из Яра С черно-белыми волосами, Я бульбашка с Хатыни, Младенчика прячущая у груди, А он в небо глядит И видит лишь жирного дыма клочья, И ни днём уже не уснет, ни ночью, И колокол в небе гудит. …А ещё я чуть-чуть хаусфрау из города Мюнхена, Ничего страшней подгоревшей свинины не нюхала, И молилась в кирхе навзрыд, до кровавых колен – Замолчи, Рио-Рита, Усохни, Лили Марлен. Богом про́клятая, пред Небом держу ответ – Смерти нет. Беда, что и жизни, деточка, нет. ...Гляди, моя доча, в зеркальце, Поправляй макияжик, Принцесска на пять минут. А тех, кто стоит за плечом у тебя, не бойся – Они уже никогда не расчешут волосы, Они без плоти, они без го́лоса, И стылых губ, почернелых, ненапомаженных, Не разомкнут. Слушай, правну́ченька, сердце и колокол тёмный, Напряги остаток естественного интеллекта, Поперхнись баварской сосиской и сраным Хайнекеном – И гляди, как шастает город, стрёмный, огромный, Из конца в конец Калининского проспекта – Выходи в полушалке моём и в берете маменькином.
Татьяна БЕЛЯНЧИКОВА. Прифронтовое
Полоснула боль яркой краскою, окропила бинт страшной меточкой. Он привык к тебе, сильной-ласковой, будь всегда такой, слышишь, деточка? Ты надёжная, тем и надобна, не судьба его, не желание. Ну зачем зимой в небе радуга, если ночь за ней будет раннею? Медсанчасть твоя захудалая, привезли его, весь искромсанный, а потом глаза увидала ты, и - пригрезилось в пору грозную... Ты бы боль взяла - не получится. Может, сбудется, может, выдюжит. Каково оно - быть попутчицей? Чувства лишние, но не выжжены. Там, на родине, куст акации, и невеста там ждёт, волнуется. Будет долгою операция, всё ты сделаешь, ты ведь умница. Хмарь военная, смерть-разлучница, смотрят пристально лики в копоти. В пору смутную страстью мучиться? Кто ж придумал такое, Господи...
Анна ОЛЕЙНИКОВА. "Zа Пабеду!"
Вчера ещё узнала. До обеда. О горе не рассказываю сыну. А завтра утренник в честь Дня Победы, Стихи готовил маленький мужчина. Победе восемьдесят! Белая рубашка, Пилотка, лента, выглажены брюки. Играл в приставку целый вечер Пашка, Сейчас затих, не громыхают звуки. Иду проверить. Мало ли, всё может… Сидит рисует, тоненькая шейка, Левша — как папа, перепачкан тоже, «Zа наших» полустёртая наклейка. Гуляют буквы с карандашным следом, Внизу отец и сын, как два солдата, Кроваво красным в центре — ZA ПАБЕДУ! — А почему же «па»? — От слова папа.
Светлана САФРОНЕНКОВА. Окно Овертона
Я смотрю на мир сквозь окно Овертона, Март пришёл в срок. Бродит брошенный ветер в поисках дома, Без рук и ног.
Лужи, как зеркала, но гораздо глубже, Крадут небо. Мордой к небу, у баков, медведь из плюша, И пёс медный.
Март уже привык ко всему, и я тоже. Не в первый раз. Скоро из туч, похоже, хлынет гнев Божий Дождём на нас.
Первые капли в землю сухую летят, Земля их пьёт. Тот, возомнивший плотью бессмертной себя, Сейчас умрёт.
Русскую сегодня отпевают душу, Звенит воздух. Все святые рядом, их покой нарушен. Назад — поздно.
Татьяна РЕЗНИКОВА. Канва
Это кто у нас ночью ревёт? Это я реву. От вестей прикрываясь крыльями и стихами, шлю молитвы о мире Христу и христовой маме, и прошу вышивальщиц судьбы поменять канву... Чтобы луг и цветы, вместо холода и снарядов, чтобы мир без войны, вместо мальчиков из огня. Я молюсь, чтобы беспилотник с небес не падал, чтобы ядерный взрыв не настиг в темноте меня. Я слыхала, что смерть была не жестокой бабой, и косила траву по дороге в счастливый рай, а теперь я прошу её: стой, сыновей не надо! Хочешь жизнь мою? Всю до капельки? Забирай! И летят эти души в рай, с пулемётной лентой, в окровавленных тряпках, к ангелам на крыло... Пусть волшебник исполнит пасс, и закончит это, конфетти и конфеты пусть, и исчезнет зло... Ты не хочешь войны? И я. И она не хочет. Сын не хочет войны. И дочь. И моя сестра... Слышишь, Мойра? Спряди нам мир этой длинной ночью. Чтобы в мире цветы и луг, чтобы всем добра.
Ульяна ОПАЛЕВА. Бабий фронт
Бабий фронт – несерьёзно, нелепо звучит, как ромашка на диком ветру, прямо всклочь. Где достать в тридцать пятый размер кирзачи, гимнастёрку, что сядет точь-в-точь? Где лебяжьей воздушности, хлебности рук загустеть, закалиться в умелую сталь? Как, почти ежедневно теряя подруг, до смертельной тоски не устать? Это можно, когда, забывая своё, слово гулкое «надо» твердить и твердить... будут после войны каблуки и бельё, а пока надо яростно бить. Бить до рези в глазах и до судорог ног, онемевших в обмотках на точке огня, и, вложив всю «любовь» в СВТшный курок, свою душу с позиций поднять. А влетая в ночную на «швейной» У-2, простегать точно в цель вражий шлейф тыловой, понимая, ведь ты непременно права, что рискуешь своей головой. Надо скальпель держать, не теряя упор, привыкая к тлетворному яду бинтов, ненавистной усталости наперекор вырывая у смерти бойцов. Вырывая победу в холодном цеху и в разгаре горячей июльской страды. Рассыпается время, сгорая в труху, в работящих руках молодых. Бабий фронт... разве ж можно всего передать?! Плечи ангельски белый укутает снег. Если в дом твой приходит большая беда, то она есть одна и на всех.
Ольга ШЕРРИС. Ты его не буди
Если уснул солдат – Ты не буди его: Пусть во сне набирается сил… Он себе тишины попросил: Тишины – впереди всего. И теперь, где мёрзлый акрил Бетонировал бруствер могил, Снежной вьюгой течёт молоко То ли ввысь, то ли вглубь – Вдоль него, Сквозь него…
Игорь СТОЛЯРОВ. Поколение ждущих огня
Над полями – весна. Ни огня, ни руин, ни обломков, И почти заросли шрамы поля – окопы войны. И невольно в сознанье наивных и слабых потомков Пробуждаются зёрна надуманной кем-то вины. Это было как воздух: девятое, май, сорок пятый... Но и славу, и долю сквозь годы непросто нести: Чья-то зависть велит нашу память подальше запрятать Лишь за то, что посмели полмира однажды спасти. Только если в угоду хвастливым трибунам и рангам Мы смущённо забудем о той милосердной весне, Время снова очертит кровавым своим бумерангом Поколение ждущих огня и кричащих во сне...
Кристина ДЕНИСЕНКО. Зов Потеряшки
Я взываю к тебе, к сытой душе запечённым счастьем. Я твои стыд и честь. Мой позывной «Потеряшка Настя». Крыша над головой куполом звёзды считает в небе. Я же в сорок втором счёту училась по крошкам хлебным.
Флигель был ветхий в хлам. Дождь заползал в нищету по стенам. Я с ним напополам горе делила во мраке бренном. Голод, холод и жуть были мне куклой, юлой и шаром. Мне бы взять и уснуть. Я, не желая играть, играла.
То в живучесть, то в смерть, то в вытеснение силы страха. Я могла всё стерпеть, но не смогла разучиться плакать. Я в себя Ленинград сердцем впитала сырым и бедным. Знаешь, как я ждала… хлеба кусок и отца с Победой.
Я взываю к тебе! Не допусти ни блокад, ни травли. Сыт, обут и одет, в доме тепло и уютом пахнет. Я фатальная грань. Мой позывной растворился в датах. Сколько маленьких Насть перестрадать не смогли блокаду…
Мой отец пал в бою. Мать умерла до начала мора. Я себя узнаю в каждой собаке, в котах бездомных. Ты же тот, кто не знал воя сирен и увечий тяжких, гордо держишь медаль Насти — блокадницы-потеряшки.
Светлана ЕРОФЕЕВА. Время еще есть
До мая время еще есть Разгладить полосатые ленточки, Выучить «Темную ночь» и «Смуглянку». Сыну исполнится пять, а не шесть, Он взрослый и милый котёночек, Вот только б победить ветрянку. Потом и алфавит, и букву «Р», И первые робкие «МАМА» На белых листах от принтера. И кто такие СССР, «Муму» и «Пиковая дама», И почему бьется током от свитера. До мая время еще есть Объяснить в двух словах необъятное, Выдать, так сказать, базу. Зачем плести зеленую маск-сеть, И что за плохие враги непонятные – «Они как зеленые сопли, заразы». До мая времени немного, И букв в «Победе» ровно шесть. А знаешь, сын, что у порога Весна, салют, и время есть.
Людмила СИМОНОВА. Фото нет
Мне хотелось писать о войне, о героях и подвигах ратных. Ведь не зря же я внучка вдвойне тех солдат, что вернулись обратно. Мне хотелось описывать бой, как теряли друзей по окопам - под огромной небесной трубой в тишине растворяется ропот. Мне хотелось писать о слезах, что под горькую пролили деды. Не смогли они мне рассказать, как для внучки ковали Победу. Мне хотелось в бессмертном строю в гордом мае нести их портреты. Фото нет. Я иду и смотрю, как шагают по улице дети.
Светлана БЛОХИНА. За Друниной
Мне бы не выжить тогда, В сорок первом. Мне бы это не пережить. Не сохранить надежду и веру Во имя семьи и огромной страны. Не примеряю. И не хочу думать. Я не жила тогда, не жила. ... а в девяносто первом не стало Друниной. И вся эпоха за ней ушла.
Александр ГАБОВ. Россия, Росенька, Росушка
Тебе больно. Когда уже скажут «домой!», Когда уже скажут «вольно»? Безобразно лежат в черноземном Бесконечно красивом поле Руки отдельно от тела. Исподлобья спрошу «доколе?» Не просто шестая часть суши, Половина болящей души. Видно из космоса, на болоте Болтаются жухлые камыши. Гипотетические небоскребы Обернулись в лубочные шалаши. Неразвивающиеся технологии, Как нерастущие малыши. Болит. У меня. Твоей части. Значит, страдаешь и ты. Дай забрать эту заботу, До наступления темноты. Не обольщаясь взглянув на период С макроисторической высоты, Лучше раньше, чем позже В черноземе взрастут цветы.
Наталия МАЙОРОВА. Подвиг
Посвящается тем, кто 9 мая донёс цветы к памятникам
героям Великой Отечественной Войны,
невзирая на все запреты в странах зарубежья
Девятого мая. Встать. Побриться. Одеться. Приколоть ордена. Выпрямить спину. На улицу выйти с тростью. Не забыть трость, И выпить валокордину. Две гвоздики зажаты в руке. На трамвае до поворота. Здесь была высота. Шла пехота – И рядами ложилась в траву. Все ушли...Только я – живу. Две гвоздики к могиле раз в год... Только вот – полицаев взвод Не даёт мне к павшим пройти: Не положено, нет пути. Мы за вас положили жизнь, Чтоб свободными вы родились. Если вы не чтите гробов, Превращаетесь вы – в рабов. Волокут меня в автозак Полицаи. Ни шагу назад. Как тогда – за спиной встал строй... Вместе с ними, полуживой, Я прорвал оборону к холму... И гвоздики – донёс. ...Теперь можно – в тюрьму.
Мария БИШОКОВА. Эвакуация
И себе сказала я: прощайся с этим домом, улицей твоею, с тишиной, уставшей защищаться от гремящих вслух сердцебиений. Все спешат, кивнув вполоборота, уезжают вместе с поездами. Город, это мы, твои сироты. Мы бежим, себя не узнавая и кричим: «Прости детей несчастных! Посмотри, в каком они смущеньи… Отпусти нас с миром – и прощайся, но оставь нам шанс на возвращенье. Даже те из нас, что пали духом, уносимы общею гурьбою, верят в свет твоих священных кухонь и придут, окликнуты тобою. Город, знай, что многие вернутся не на миг свиданья, а навеки – и тогда верни нам день июньский, словно этот, в качестве проверки. Всё припомни: вплоть до каждой лавки, до последней уличной вороны – а сейчас хоть прошлое оставь нам, на ходу вбегающим в вагоны».