Литературно-художественный журнал «Всемпоэзии»

Лоскутное одеяло

Марина Крутова. Женское ремесло

Снег занавесил простынями сад:
Хэбэшки белоснежные висят,
И в детство тянут и зовут упрямо.
Там - тощая стиральная доска,
На зимней речке два гнилых мостка,
И прорубь, где белье полощет мама...
В воде холодной пальцы, словно лёд.
Отпустишь ткань на миг - и унесёт,
А мама шутит: "Для русалок платья!"
С ней рядом - таз, бельё горой лежит...
Не каждый с ним управится мужик.
Вот только это - женское занятье.
Потом в саду, от неба до земли,
Белеют парусами корабли -
Морозом укрощенные скитальцы.
Так было раньше... И почти везде:
Бельё купали в ледяной воде,
И мучались всю жизнь от боли в пальцах.
Течением те годы унесло...
Быть женщиной - простое ремесло?
Поймёт не каждый этот подвиг тяжкий.
...А мама рядом. И её рука,
Как в детстве, исцеляюще легка...
И я целую красные костяшки.

Екатерина Громова. Игрушечье

Девочка варит игрушкам бесхитростный суп,
Всех усадила: слонёнка, медведя, лису,
Глиняных зайцев. Игрушек у девочки тьма,
Часть их от скуки она смастерила сама.
Банки консервные вместо набора кастрюль.
Тёплой землёю и стружками пахнет июль,
Варится суп из травы, корешков лопуха,
Ягод рябины и горсти кудрявого мха.
Суп аккуратно был каждому в чашки налит.
Многим гостям ненароком попортили вид:
Мишке – дворняга, лоскутной лисице – мороз,
Папа забыл и на зиму домой не занёс.
Мальчик соседский по имени вроде Артём,
Ватного слоника тыкал сосновым копьём.
Еле отбили, но вата торчала сквозь швы, —
Слоник едва не лишился тогда головы...
Девочка – было тогда ей, наверное, шесть, –
Гладила дачным питомцам игрушечью шерсть.
В тюле оконном запутался рыжий закат,
Суп невзначай выливается в бабушкин сад.
Мама зовет – людям ужинать тоже пора!
…Годы прошли, только помнится всё, как вчера.
Девочка смотрит моими глазами во двор –
Детство на дачной веранде живёт до сих пор.

Анна Зорина. Перерасту

Приключаясь, по лужам вприпрыжку бежала,
В лопухах огроменных терялась за гаражами.
Под приказы родни: "Подходить к ним не смей за версту!"
Точно знала — запреты перерасту.
Спотыкалась и в кровь об асфальт раздирала коленки,
Там и школа вползла ненавистной молочной пенкой.
Подплетая в косички капроновую красоту,
Я, читая стихи, вместо сцены влезала на стул
И старалась быть громче, но мне говорили: "Потише",
Потому что другие ещё ненароком услышат,
И в размытой, бессильной, стреноженной массе заметят —
В девяностые город стоял на балансе у смерти.
Не в протестном, а в траурно-чëрном плетясь устало,
Навсегда недообнятых перерастала
Без оглядки, поняв — жизнь и ту
Я случайно перерасту.

Мария Вароян. Василёк

Цикорий перепутав с васильком,
Я девять лет жила на мутных водах,
Но мне везде, где солнце – отчий дом,
Внутри стабильно лётная погода.
Как в детстве накалялся желтый диск,
Ему в ответ взрывались цветом маки,
И ты стоял почти, как обелиск
На памятной вершине Сололаки.
Все в прошлом. Вороши не вороши,
А водопад играет по-ребячьи,
С горячим камнем солнечной души,
Смывая накипь лет – они - то значат
Для вечности чуть меньше, чем ничто
Чуть больше, чем нырнуть, не зная брода.
Зачерпываю воду в решето
И отдаюсь во власть Солнцеворота.

Анна Горностаева. Сирень

От бабушки пахло сиренью,
Флакончик стоял на комоде.
Живёт ароматною тенью
Тот запах, что ныне не в моде.
В парфюме, где капля изыска,
Витает ещё без сомненья
Ушедшая, ставшая близкой
Душа, что в другом измереньи.
И в детство тропинкою узкой,
Туда, где твой шаг не напрасен,
И бабушка в розовой блузке,
И девочка в платьице красном…

Ольга Козловская

Дремлет город в прокуренной спаленке –
Многоликий рассадник тоски.
Отдыхают «хрущёвки» и «сталинки»,
Прикрывая дверные глазки.
Полуночная разноголосица –
Гулких улиц кричит тишина...
Там – по КАДу машины проносятся,
Там – невнятная песня слышна,
Там – под окнами кто-то валяется,
Пьяным сердцем устало хрипит,
Там – у бара гуляет красавица,
Подражая коварной Лилит.
А на небе, страдая бессонницей,
Тускло светит луна ночником.
На земле одиночество молится,
Не на небо – в подушку
ничком.

Сергей Адамский. Черника

На снимке столетние сосны;
Под ними – ромашки и рожь;
И мама не кажется взрослой;
И я на себя не похож.
Но место как будто знакомо.
Что там на другой стороне?
Я снимок достал из альбома,
Читаю. И вспомнилось мне
Смешное кривое крылечко,
Уютный протопленный дом
И мамино: «Кушайте гречку,
Потом за черникой пойдём».
Черника – хорошее дело,
Но мне бы сперва – по грибы.
Я мастер по красным и белым,
А также по всяким любым.
И как не расстроить ребёнка?
Как выбрать надёжный подход?
Мне мама сказала негромко
Волшебное слово «компот» .
И – в очередь с мамой – по горстке
Я в кружку чернику кладу.
В июльском лесу.
В Лесогорске.
В последнем советском году.

Мария Гришкова. Мадленки

Растапливать пятирублевкой
Окно под слоем татуажа,
Чтобы приветствовать с издевкой
Неузнаваемость пейзажа.
При шаге вздрагивать от хруста
Того, что здесь не сыплет с неба.
И узнавать мадленки Пруста
В надкусанной буханке хлеба.
Понять, что тесная планета
Не даст нам свидеться внезапно,
Но больше теплых рук и лета
Хотеть до ужаса обратно.

Лариса Неповинных. Бумажные лилии

Часы пробили полдень… Тишина
Скрипит в прихожей старой половицей.
Украшена рисунками стена –
Здесь у бабули многое хранится!
Вот лилия, я в садике её
Стараясь, из бумаги вырезала…
Вот братом нарисованный малёк
И водорослей листья краской алой.
Здесь время разжимает лет тиски,
И движется расслабленно, тягуче.
Машинка Зингер, варежки, носки…
Здесь я, как прежде, маленькая внучка.
Педаль машинки крутим с братом мы,
Смеёмся и из стульев домик строим.
И дни так нескончаемо длинны,
Нам приключенье нравится любое.
Играем в дочки-матери, в семью,
Максимка на рыбалку едет снова,
А я из пластилина рыб леплю,
Чтобы домой приехал он с уловом.
Игра. Игра. Весёлая игра.
Бабулины лучистые морщинки…
Ещё все живы в давнем том «вчера».
И бабушка.
И братик мой Максимка.

Евфросиния Капустина. Кухонный этюд

Балует кот. Под лапкой кожура —
стащил на кухне (чистили картоху).
Бабуля начинает громко охать —
с балкона дует, крошится куржак.
Никола Зимний. Сонно сыпет снег.
С балкона тянет куревом — так едко.
И всхлипнувши «здоровья тебе, дедко»,
бабуля кличет Коленьку во сне
Очки лежат. Газетина лежит.
И вот бы к ним: лежать, храниться, слышать,
как в новый снег вышагивают лыжи,
а дедушка всё также жёлт и жив.

Анна Харланова. Лоскутки

Наконец-то мороз и его обжигающий запах:
Если крепко вдохнуть, то не холодно, а горячо!
В небе звезды скрипят. И я знаю, что если заплакать,
На ресницах намерзнет, а нос все равно потечет.
Серый дым из трубы тонкой струйкою тянется в небо.
Скоро в гости зайдем, где за печкою прячется кот,
И меня угостят молоком и распаренным хлебом,
А старушка для кукол моих лоскутки принесет.
Что за чудо-подарок! Зеленый, бордовый и синий,
Скользкий шелк, теплый бархат в цветах кружевных.
Сколько зим пронеслось! Я забыла фамилию, имя,
Лоскутки потерялись - мороз мне напомнил о них.

Валерия Терентьева. Когда уехали

Когда уехали, тогда уехали.
И получилось - далеко-предалеко.
И замеряли жизнь совместно вехами,
А вон как вышло расставание - легко.
А вон как вышло расставание напрасное:
Горам и рекам, океанам поперек.
И вся земля в цветах такая распрекрасная,
Что упакует в краски даже Рагнарёк.
Когда уехали - тогда уехали.
И получилось насовсем-пренасовсем.
И поезда встречать не ходим. Жизнь с прорехами
Заплатки ставит так, что ясно всем.
Заплатки ставит, а в траве кузнечик маленький
Качает небо, прыгает легко.
Что ж, принеси мне, друг, цветочек аленький.
Пойдём путём, который далеко.

Андрей Харламов. Имени

Это улица имени Первой любви,
И в конце у неё тупик.
Рядом с ней переулок Носа в крови,
Где никто не услышал мой крик.
На Танцующей площади пляшет асфальт,
И идти к ней сквозь Лысый сквер.
А потом на проспекте Спящих солдат
В моём доме откроется дверь.
Я гулял по бульвару Рваных штанов,
И по набережной Седой.
И к шоссе Слепящих прожекторов
Безымянною шёл тропой.
Это личная карта родных мне мест,
И ходить по ней - ритуал.
Эта карта у каждого - личный крест,
Как бы кто их ни называл.

Максим Маркевич. При социализме

мы поедем, мы помчимся в край победившего социализма
то, что только в раннем детстве видеть довелось
поглядим ретроспективный срез пластов народной жизни
чукча в чуме чешет спину о земную ось
при социализме я:
смотрел цветной телевизор "горизонт"
испортил качественный китайский зонт
наблюдал за консервацией овощей
съел порядка центнера бабушкиных щей
при социализме мой брат:
побывал в больнице на карантине
посмотрел кинокартину "Буратино"
прочитал одноимённую книгу
научился складывать фигу
при социализме мой дед:
мастерски плевал против ветра
будучи шахтёром, потрошил земные недра
в сорок втором поел осиновой коры
и вырастил четверых
мы пили тархун и читали "технику молодёжи"
парни издавали под гитару вопли, похожие
на песни "битлз", и девушки были покорены
мы так и не дождались атомной войны
отсутствие
голых женщин в эфире
отсутствие
бруцеллёза в кефире
отсутствие
сальмонелёза в яйцах
заставляло нас широко улыбаться
мы владели космосом, зияющим над нами
а космос владел нашими юными умами
это была эра добрых милиционеров
я стал октябрёнком, но не успел стать пионером
поэтому на мир во всём мире мне нечего надеяться
Советский Союз был миром моего детства
в котором мой брат собирал монгольские марки
а не зелёные баксы. Я рисовал танки
с красной звездой карандашами "полицвет"
всё это кануло в Лету тому назад тридцать лет
Лета оказалась рекой, которую не повернуть
вспять силами ста тысяч совхозов "Красный путь"
Лета оказалась рекой, к которой мы приехали на велосипедах
в раскалённом июле. Мы сбросили кеды
и каждый нырнул в эту воду с головой
но нырнул в одной стране, а вынырнул - в другой

Роман Иноземцев. Коммунальная квартира со вкусом чая

Коммунальная квартира со вкусом чая.
Порт, откуда без сожаления ты отчалил
И погрёб вперёд, к свершениям и победам,
Не делимым с недалёким твоим соседом.
Тут такие! – губы бантиками, айфоны!
Мисс квартира нервно курит на этом фоне.
Со стыдом забудешь ты, что когда-то тоже
Млел и щурился от вида её застёжек.
Чай покруче наливает тебе бариста,
Он давно уже не видит в тебе туриста,
– Как обычно? – это разом пароль и отзыв.
И загар на вас одной отливает бронзой.
Расправляют плечи коры и их атланты.
Там заглохло столько гениев и талантов,
Их бы вовремя оттуда на свет Господень,
Оставляя снулым мухам рабочий полдень!
Ни тоски, ни ностальгии по захолустью,
Но предложат:
– Жизнь с начала давай запустим,
Черновик долой! Что было – ещё цветочки!
Повторил бы каждый шаг.
До последней точки.

Марина Матвеева. Встрень...

С утрева делать нечего. День будто сдутый шар.
В окна вползает к вечеру потного полдня жар,
температурит, лапушка, хочет моих пилюль.
Не разрешает бабушка. А на дворе июль.
Где-то в Сибири лаково-белым цветет сирень.
Наша же в май отплакала, словно в подушку. «Встрень
дедушку с поликлиники, медленно он идёт.
И ходунков, былинонька, Бог тебе не найдёт
в старости», – прошептала мне бабушка, хлеб в руке,
мякиш, как льдинку талую, плавя на языке,
ложечка, чай взволнованный, дует, жара, жара…
Я в белых шортах новеньких прыгаю со двора –
и мотыльком по улицам. Медленно он идет…
Бог – не слепая курица – что-нибудь да найдет,
что-нибудь да отыщется летним тягучим днем…
На ветростёклах тыщами – блики. …Давай свернем
в тот переулок, дедушка, помнишь, ты там играл
в детстве и с некой девушкой угол облюбовал
для поцелуя первого… Сам рассказал. Забыл?
Как в Воскресенье Вербное веток ей раздобыл, –
хоть запрещали праздновать, – в церковке освятив…
Бог – Он болезнь заразная. Скольких «врачей» сплотив,
мудрых и доморощенных, не излечила власть
прежняя. …Так короче нам, бабушка заждалась –
маленькая и верная, будто лампадный свет,
помнящая те вербочки тысячи тысяч лет.
Чаю тебе остудим мы, булочку подадим.
Видит Господь: не судим мы – будет же не судим
мир, оголенным проводом тычущийся в живьё…
Бог – дай Ему лишь повод – нам сердце отдаст Своё.

Виктор Карпушин. Провинция

Здесь привычна от станции копоть,
Будний день равнодушен и глух.
Тёмный пруд снова золото копит,
Невзирая на вздохи старух.
Не просите печальное лето
Задержаться в родной стороне.
Выпускница университета
Промелькнула в вагонном окне.
Ей не очень пейзаж интересен:
Древний пруд, огороды, мостки…
Скрип калиток – напевнее песен
И глубинней московской тоски.
Потому и топчу подорожник,
Окликаю с утра лебеду.
Здесь знакомый железнодорожник
Собирает крыжовник в саду.
Не зазорно казаться нелепым,
Неприметно моё бытиё.
Здесь торгуют картошкой и репой,
И висит на верёвках бельё.

Илина Гумерова. Амаркорд

Зал читальный в ГЗ МГУ. Высота нереальная.
Первый курс. Музыкальная лекция академика
Александрова — занесло же меня в первый ряд!
И сижу я, рискуя свалиться пред ясные очи светила…
— а ведь были же, были места позади!
Я сижу на виду, в ореоле огромных и пышных волос,
под прикрытьем которых несложно исчезнуть, — но не там, не тогда…
Академик так стар, просто ветхозаветный пророк…
И бликует его голова в нестерпимом сиянье имперских плафонов минувших годов.
И вот весь этот свет, и дорожки ковровые цвета бордо с полосою зелёной —
источают приметы ушедшей эпохи — так густо и пряно! — пятидесятых…
Время щёлкнуло, скрипнуло, сдвинулось — крышкой пенала…
Я хочу всё расслышать, осмыслить, запомнить, увлёкшись рассказом.
Но бликующий шар головы, проплывающий взад и вперёд,
резонирует с феноменальной картавостью речи —
и морок наводит — глаза закрываются мёртво. И я улетаю.
Хорошо, не в проход, а всего лишь очками на грудь
(вот! ещё и очки нацепила!) — и так много раз. Небывалый позор…
А ведь дело в простом. Академик реликтов хорош, а музы́ка подавно.
Но — в общаге крестом на широком московском проспекте,
распахнувшей впервые в тот год проходную для юных,
на бог знает каком этаже высоты нереальной,
в коридоре прохладном и тёмном, бегущем от лифта,
синеглазый мой мальчик всю ночь не пускал меня спать:
говорил, говорил о любви, о любви, и глазами, глазами сиял.
Так хотелось премудростей мафусаиловых мне причаститься,
чтоб нести сквозь года и потомкам своим рассказать с придыханьем —
вот и мне довелось, мол, пророка библейского видеть и слышать…
Не смогла. Не смогла. Проспала, проборолась со сном и стыдом.
Только мальчика, мальчика этого помню и помню всю жизнь.
Время сдвинулось крышкой пенала…

Елена Шумара. Утро субботы

Брызнуло солнце лимонным соком,
тени дрожат на полу веранды.
Если смотреть вот отсюда, сбоку,
видятся море и горы Анды.
В дедовых брюках кошка Марыся
лижет живот, переев сметаны.
Дед, после стрижки вчерашней лысый,
спит и не гонит её с дивана.
Сто выходных (или двести) дали
папе. Сказали: езжай на дачу.
Вон, возле двери, его сандалик:
папа ушёл в сапогах рыбачить.
Смотрит яичница жёлтым глазом.
В тюлевой дырке – застряла, что ли? –
муха жужжит, как мотор Камаза.
Я отпускаю её на волю.
Мамины сливы кипят в кастрюле,
чтобы сдружиться и стать компотом...
Всем хорошо в золотом июле
утром проклюнувшейся субботы.

Наталья Алпатьева. Препод

Дверь заперта на ключ. Записки нет.
У нас не будет пары? Вот потеха!
В учебной части нам дают ответ:
«Василий Александрович уехал».
Понятно — кот из дома, мыши в пляс!
Бежим во дворик, курим, точим лясы...
Почаще уезжайте, Синий Глаз,
Вам благодарны ваши лоботрясы!
Проходит день, неделя, месяц, два...
Мы узнаём, что нам сдавать экзамен.
Учитывая занятость В. А.,
Готовиться к нему должны мы сами.
Всю ночь я над конспектами рыдал:
Василию сдавать — не шуры-муры!
Он лекции раз в месяц нам читал,
Но, спрашивая, будет драть три шкуры...
И снова нервотрёпка у двери,
Ребята с горя ржут, девчонки плачут,
И Тяпушкин опять получит «три»,
А Стрехов полетит на пересдачу...
Прошло уже почти пятнадцать лет.
Мы преподы, а он — завкаф. И что же?
Василия опять на месте нет,
Поэтому житьё у нас всё то же:
Встречаемся все вместе после пар,
Смолим «Парламент», виски открываем,
Из кафедры устраиваем бар,
Но даже в этот миг не забываем -
За нами зорко смотрит Синий Глаз
И шлёт привет на родину с чужбины,
А по приезду в Питер каждый раз
Докладывает нам, что мы дубины.

Максим Гребёнкин. Ты мёртв

Виват, мой город, мой осколок детства -
Суровый, бледно-хмурый сирота.
Опять твоё шершавое наследство
Идёт сухой мокротой изо рта.
Меня в тебя из маминой из спальни
Втолкнул хромой батяня-мойдодыр.
Ты был для нас горнилом, наковальней.
И швец и жнец, и строгий командир.
В эпоху нищебродства и разрухи
Ты грел меня парами теплотрасс.
И выбор от гоп-стопа до мокрухи
Был в голове у каждого из нас.
По пятницам пускал "бузу" по вене.
До вторника ходил на кураже.
Потом сквозь зубы "суржиком" и "феней"
Цедил за жизнь и душу неглиже.
Ночь над тобой зубами скрежетала.
Затягивала сны кольцом тугим.
Ты был тогда из стали и металла.
Но, в безобразии своём, - любим.
Теперь: отбеленных бордюров зубы,
Причëсанная тополей листва,
Заводов напомаженные трубы,
Лишённые мужского естества.
Отмыто небо, воздух отфильтрован,
Отглажены дороги и мосты.
Теперь ты толерантен и раскован.
Изнежился, расслабился, остыл.
Не помню: здесь родился? Тут ли? Там ли?
В каком дворе носил еду щенкам?
Здесь прежде ангелы "поддатые" летали
И били нас крылами по щекам.
А мы смеялись, сплевывали красным.
Росли, с домами наперегонки.
Где ты теперь, моя tabula rasa?
Погасли. Растворились огоньки.
Спи, мой родной, в оградке из окраин смрадных.
Под грудой лоска, в шумной тишине.
Ты мертв. И блеск твоих начищенных парадных
Не растревожит больше душу мне.

Елена Громова. Ладони

Какие добрые, огромные ладони!
В них может, уместиться, целый мир.
Вот парк, качели, дети, няни, пони,
И сталинских времен забытый тир,
Опавших листьев грусть, очарованье,
Прохлада осени, погоды суета,
Вкус памяти, усталых вод ворчанье,
Поэзии прозрачная черта.

Елена Наливаева. Музыкальный момент (Наташе)

в пустынной летне-классной полости
безбожно выросшие школьницы
когда-то три созвучных голоса
за тридцать сорок с желторотыми
посконной жизнью одиночеством
тоской диетами работами
Европами
ужасно хочется
никак не едется
потухшие
сошлись присесть у лампы прошлого
большого де́вичьего лучшего
одна по виду слишком взрослая
открыла крышку «Лиры»
ласково
беззвучно тронула холодные
немые клавиши
и в классе вдруг
возникла общая мелодия
ансамбля лакомое таинство
и безразлично было вовсе им
что голоса не сочетаются
что о весне поётся с проседью
что пианино раздраконено
что дождь скользит по рамам узеньким
сквозь щель ползёт по подоконнику
сквозь них цвела, живая, музыка
...и будет долго долго помниться —

Мария Бишокова. Памяти бабушки Полины Ивановны Дорофеевой

Ты так любила вспоминать про дачу,
как мы сушили яблоки с тобой.
А дело было так. Сидим мы, значит.
Глядим в окно. Не слышно ничего.
Лишь мы одни болтаем. Вдруг ты твёрдо
к губам подносишь палец, замерев.
Я, вытянувшись, спрашиваю: «Что там?»
Весёлый стук раздастся по земле.
Скорей, во двор! Бежим в азартной спешке,
с твоим задорным: «Ну, давай искать!»
Ты – с вёдрышком, я с маленькой тележкой.
Игрушечной. В четыре колеса.
Мне нравится ходить по мягким травам,
а яблок сколько! То-то был и шум!
Мы парочку, конечно же, оставим.
Для ёжика. Об этом я прошу.
Несём домой наш урожай великий,
и вот – начало радостной возни:
даёшь кусочек пробовать: «С кислинкой»,
«А вот, послаще, жёлтое, возьми».
Нарядные! Выстраиваю в ряд их,
касаюсь пальцем гладеньких бочков.
Парадный полк осенних полосатых!
Ты на меня глядишь из-под очков
и яблоко – целёхонькое! – в руки
даёшь. Не ем вначале, а дышу.
Любуюсь вновь на золотые шкурки,
на завиточки – тоненький ажур –
из–под ножа летящие. Смеёмся.
«Зимой компот наварим», говоришь.
В окно заходит вкрадчивое солнце,
не летнее. Иное. Всюду тишь….
Ты нарезаешь долго, с упоеньем.
А вечер поздний. Я почти дремлю,
но спать идти не хочется. Успею!
Подсяду к печке, к тихому огню….
Теперь я часто думаю под утро:
вот нет тебя, а я расту, живу,
и сердце глухо падает, как будто
те яблоки осенние – в траву.


2025-08-21 14:55 №5/2025 ПОЭЗИЯ